ENG | РУС
На главную Добавить в избранное Контакты Карта сайта
Кафедра программной инженерии, ДонНТУ
Государственное высшее учебное заведение
«Донецкий национальный технический университет»
кафедра программной инженерии
Невежество - мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков.
Галилео Галилей
главная
новости
о кафедре
   история кафедры
   состав кафедры
   наши выпускники
   контакты
абитуриентам
студентам
расписание занятий
научная работа
учебная работа
сотрудничество
вопросы преподавателям
о сайте
   форум

Логин:

Пароль: (забыли?)


Получить новый логин

Приказ об основании кафедры. Нам - 40 лет!

Поздравляем всех преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников кафедры ПМИ с 40-летием со дня основания кафедры!

Приказ об основании кафедры

Кафедре прикладной математики – 25.
С чего начинали. Чему учили.

Прошедшие после окончания университета 45 лет моей жизни я могу разбить на три этапа по очень необычному для отдельно взятой личности признаку – это уровень вычислительной техники, с которой мне довелось соприкоснуться.
1951 год, Москва. В войсковой части, куда меня распределили на работу после окончания мех-мата МГУ, пришлось много вычислять. Я решила привлечь вычислительную математику, и был ею табулятор. В первых книгах по ЭВМ еще приводили снимки табулятора – это громадный черный ящик со срезанным наискось верхним углом. Он «заглатывал» перфокарты, считывал информацию, а программа «коммутировалась» проводочками на панели, расположенной на боковой поверхности машины. И в той же большой комнате у стены два сотрудника-энтузиаста «собирали» вычислительную машину на лампах. Это был еще только 1951-й год (напомню, что ВЦ АН СССР создан в 1955 году, в Новосибирске – в 1963 году). Но можно сказать, что это был и уже 1951-й год, «уже» потому что к этому времени Норберт Винер (1894-1964) сформулировал основные положения кибернетики.
Через 22 года Георгий Васильевич Малеев предложил мне создать в ДПИ кафедру прикладной математики. Это было не просто прикосновением к вычислительной технике, а начало вхождения в ВТ того времени.
Термин «прикладная математика» появился давно. Еще в середине прошлого века в Европе издавались журналы, название которых в переводе на русский язык означало «Журнал чистой и прикладной математики». Ведущий журнал нашей страны «Прикладная математика и механика» стал выходить в тридцатые годы. Во времена создания таких журналов не возникало разномыслий о содержании этого термина. Обычно понималось, что речь идет о разработке математических методов решения задач, возникающих вне собственно математики.
Первые прикладные задачи, для решения которых потребовалось привлечь несложные дифференциальные уравнения, появились, когда с повышением скорости железнодорожного транспорта стали разрушаться мосты. Для решения задач, возникших при этом, было вполне достаточно использовать несложные приемы сопротивления материалов и теорию линейных дифференциальных уравнений. Все рассматриваемые конструкции были наземные, поэтому всегда можно было, увеличив запас прочности, сделать их, быть может, более громоздкими, но зато достаточно надежными.
Такой путь решения неприемлем при создании транспортных средств водных и воздушных. Здесь значительное увеличение запаса прочности недопустимо – утяжеленный корабль потеряет запас плавучести, а самолет не взлетит. Вот почему именно в этих областях техники и начали появляться гораздо более совершенные методы теоретического исследования. И именно при решении этих задач стремительно стала развиваться прикладная математика.
Вторая половина нашего столетия – годы стремительного развития техники. Объекты современной техники представляют собой уже чрезвычайно сложные, дорогостоящие конструкции, работающие в нестационарных режимах, снабженные системами автоматического регулирования и управления и нуждающиеся, при их проектировании, в нахождении оптимального в том или ином смысле решения.
Создание подобных конструкций эмпирическим путем, использующим лишь результаты опытов, производство опытных образцов с последующим испытанием и доводкой оказывается процессом длительным и дорогостоящим. В связи с этим резко возросли требования к предварительному математическому расчету. Стало обычным, что для проектируемой конструкции создается вначале математическая модель и выбираются оптимальные значения имеющихся параметров. Именно этот этап исследования и является тем этапом, на котором исследователь выступает как математик-прикладник.
Под прямым воздействием неотложности и сложности решения все новых и новых задач сама прикладная математика стремительно развивалась, совершенствовались ее методы и средства исследования. Усложнение задач, приводившее к чрезвычайному увеличению вычислительной работы, вызвало к жизни появление вычислительных машин. Таким образом, рождение ЭВМ диктовалось, прежде всего, потребностями физики и инженерных наук. Но рядом с видимым успехом (выход человека в космос, расчет устойчивости атомных реакторов и т.д.) были и успехи, я бы сказала, психологического характера – с появлением ЭВМ математик получил реальную возможность дойти до конкретного числа при, еще недавно только качественных, решениях сложнейших задач. Перед математиками, обратившимися к электронной машине, открылись новые возможности.
Началась и «математизация» общественных наук, и в первую очередь экономики. Только машины с большим объемом памяти могли перерабатывать ту колоссальную информацию, которая сопровождает экономические задачи.
Остро встала необходимость подготовки математиков специального профиля, ибо ЭВМ – это не просто новые способы переработки информации, это новая технология научных исследований, новые методы добывания знаний, новое мышление исследователя. В ряде университетов и технических вузов стали создавать кафедры, отделения и даже факультеты, готовящие специалистов для использования вычислительной техники, специалистов различного профиля. Их и объединили единой специальностью «Прикладная математика».
Из приказа по ДПИ от 7 января 1974 г:
«… 4. В состав кафедры прикладной математики включить следующих товарищей:
ассистента Ронсаль Е.В. (перевод с кафедры ВТ)
доцента Гиндеса В.Б. (перевод с кафедры ВТ)
доцента Суворова С.Г.(перевод с кафедры МФ)
доцента Шалдырван Г.Г., избранную по конкурсу
ст. преп. Мозалевскую Г.В., избранную по конкурсу
ассистента Костина В.И. (перевод с кафедры ВТ)… »
Кафедра возникла не на пустом месте, в институте уже существовала кафедра «Вычислительная техника». Ею руководил Лев Петрович Фельдман, и он сумел за годы работы в ДПИ (с 1963 года) поставить институт в тот ряд вузов, где не только не боялись слов «электронно-вычислительные машины», а старались развивать вычислительную технику, брали где только можно все новое, вносили свои разработки и, главное, пропагандировали ЭВМ среди студентов и преподавателей. Единомышленниками Льва Петровича всегда были Владимир Андреевич Святный и Владимир Васильевич Лапко.
Из той трактовки прикладной математики, которую я описала выше, ясно следует, что именно в те годы и должна была из недр кафедры ВТ выделиться кафедра ПМ.
Планом кафедры предусматривалась специализация – применение средств вычислительной техники. Внедрение ее во все отрасли народного хозяйства поставило в те годы перед множеством людей, ранее не интересовавшихся специфическими проблемами математики и кибернетики, задачу ознакомления с принципами работы вычислительных машин, с заложенными в них возможностями и условиями их успешного применения. Помочь инженерам и научным работникам использовать машины, обеспечить применение ВТ пользователям – вот задачи математика-прикладника.
Сюда относилось создание программ специальных и стандартных – программ по статической обработке экспериментальных данных, программ выполнения инженерных расчетов в различных отраслях техники, пакетов прикладных программ, создание алгоритмов. Именно алгоритмы составляют колоссальное научное богатство, так сказать, материальную базу прикладной математики. Каждый алгоритм является орудием, которое можно многократно использовать, и поэтому существенны вопросы о выработке критериев оценки алгоритмов и способов их анализа. Здесь большое поле деятельности для математика – прикладника.
В те годы говорили, что машина стала включаться в процесс исследования как составная часть логического аппарата. Как это понимать? Вот традиционный стиль работы: рассматривается конкретная, допустим, уже хорошо поставленная задача, специалист математик строит алгоритм ее решения и реализует его с помощью карандаша и бумаги, настольной счетной машины или ЭВМ. Конечно, построение алгоритма – настоящее творчество, связанное, в частности, с проникновением в физические особенности изучаемого процесса и с глубоким пониманием особенностей вычислительного устройства. Насколько вычислитель угадал особенности этого процесса, настолько и будет хорош способ численного его отображения. Приступая к решению задачи, исследователь еще далек от понимания природы решения. Однако по мере того как его алгоритм начинает реализовываться, исследователь начинает получать информацию об изучаемом предмете. Естественно, возникает мысль использовать эту информацию, вмешаться в процесс счета. В самом деле, используя эту новую информацию, можно, прежде всего, улучшить качество алгоритма – сделать его более эффективным. Кроме того, когда математик видит какие-то новые, неожиданные стороны изучаемого процесса, ему хочется рассмотреть их подробнее.
Описанный процесс – естественный процесс творчества во все времена и во всех областях – лишь теперь мог быть реализован во всей полноте, ибо возникла система, куда входит человек-исследователь и ЭВМ как носитель возможности получения информации, но входит и система математического обеспечения, то, что позволяет исследователю активно вмешиваться в процесс исследования.
Такая система – это уже некий новый инструмент исследования, инструмент нового качества. Помочь студентам или даже заставить их понять это, научить их пользоваться этим инструментом – вот одна из главных задач кафедры ПМ.
Таким ли уж гладким и беспрепятственным является путь использования машины? Освобождает ли нас машина от необходимости владеть аналитическим аппаратом? Конечно, нет. И нужно было внушить студентам, что готовясь к выходу на машину, очень важно вовремя разглядеть возможные препятствия и обойти их  либо на стадии выбора расчетной схемы, либо при построении алгоритма, либо, наконец, на стадии программирования. Внушить, что машина, освобождая нас от многих обязанностей, не освобождает, во всяком случае, от двух: от необходимости владеть математическим аппаратом и творчески мыслить. Вот еще одна задача. Знакомясь с работой первых студентов на практике, мы видели, что некоторым из них по роду деятельности больше подошла бы специализация «математическое обеспечение ЭВМ», создание такой специальности стало на кафедре необходимостью.
Так мы в те годы размышляли, мечтали, строили планы, создавали программы, разрабатывали новые курсы.
Доцент Виктор Борисович Гиндес перешел с кафедры ВТ, он был в курсе факультетских дел и был незаменимым моим помощником. Прекрасный преподаватель, читал лекции цикла оптимизации, всегда возле него были студенты с вопросами по курсовым работам, дипломным. Он обучал программированию всех желающих сотрудников института, читал соответствующие курсы. Человек с большим чувством ответственности. К сожалению, он рано ушел из жизни, кафедра потеряла очень хорошего человека.
Доценты Галина Владимировна Мозалевская и Галина Георгиевна Шалдырван пришли на кафедру из института прикладной математики и механики АН УССР.
Г.В. Мозалевская читала очень объемный курс математического анализа, почти университетский, тогда именно такой был в учебном плане. Студенты шли к ней с самыми разными вопросами, часто житейскими, чувствуя с ее стороны внимание и неизменную доброжелательность. Она была частой гостьей в общежитии.
Г.Г. Шалдырван взяла на себя с самого начала курсы программирования. Нелегкая это была работа – именно этот курс из года в год меняли, следуя за развитием вычислительной техники, ее математического обеспечения. По курсам, которые прочитала Г.Г. Шалдырван, да и некоторые другие преподаватели, пришедшие позже, можно проследить историю развития ВТ за 25 лет. Галина Георгиевна, видимо, единственный преподаватель, стаж которого на кафедре ПМ равен времени существования самой кафедры. Помимо математических курсов студенты ПМ слушали и физику, и механику. Специальные предметы этого направления читал Павел Васильевич Харламов.
Не могу не вспомнить «хозяйку кафедры» – лаборанта Тамару Кротову. Еще совсем девочка, окончившая школу и небольшие по времени курсы делопроизводителя, она взяла в свои руки бумажно-журнальное обеспечение и с нуля сделала так, что в этом плане всегда на кафедре был порядок.
В начале 1975 года с кафедры ВТ перешел к нам Владимир Андреевич Реуцкий. Большой энтузиаст вычислительной техники, читал курсы по математическому обеспечению ЭВМ, доставал машины для кафедры, восхищался «умом» машин и … мечтал. Вот одна мечта – каждой домохозяйке персональную вычислительную машину. Мы улыбались, и что же… прошло менее 25 лет!
С начала существования кафедры вместе с В.П. Гиндесом пришли и его ученики Валерий Иванович Костин и Евгений Вильгельмович Ронсаль. Оба сразу включились в руководство дипломными работами.
Из института горной механики пришел на кафедру Сергей Семенович Савенко – большой специалист в решении прикладных задач методами приближенных вычислений.
В 1975 году стали работать на кафедре ассистенты Виталий Михайлович Усенко и Валерий Николаевич Беловодский. В.М. Усенко занимался алгеброй, вел упражнения за В.Я. Шварцем. Он был инициатором и организатором проведения первоапрельских дней смеха кафедры. В.Н. Беловодский вел упражнения по дифференциальным уравнениям, программированию.
Доцент Семен Ефимович Филер пришел на кафедру ПМ после десятилетнего заведывания кафедрой высшей математики. У него был большой опыт организационной и педагогической работы – это для молодой кафедры было полезным. Его научная работа находила выход в производство, благодаря чему некоторые ассистенты и студенты принимали участие в решении практических задач.
С самого начала кафедра стала искать контакты с предприятиями, выходы в производство. Первые хозтемы были заключены с п/о «Импульс» г. Северодонецка, решались задачи оптимизации. Задача, взятая на ДМЗ, была связана с проблемой усовершенствования конструкции регенеративного теплообменника мартеновских печей – выбор оптимального армирования кирпича.
Одно из научных направлений исследований кафедры – устойчивость тонкостенных элементов конструкций. По этой теме под руководством П.В. Харламова защитили диссертации аспиранты-болгары Дора Никушева и Волин Карагьозов. Сейчас они ведущие специалисты в Софии.
Кафедра развивалась как любой живой организм. Молодые уходили в аспирантуру, приходили другие преподаватели. Все мы руководили практикой, курсовыми, дипломными роботами, занимались научной работой, брали хозтемы. Я рассказала здесь о немногом и немногих, что естественно за давностью лет и ограниченностью повествования. Надеюсь, меня поймут те, с кем пришлось трудиться, ведь мы всегда находили общий язык. Кафедра была удивительно дружной, какой, по-моему, она является и сейчас.
Первый выпуск студентов ПМ, июнь 1976 года – это поток ПМ-1 (он сформировался еще в составе кафедры ВТ). Набор нынешнего 1998 года, если была бы прежняя нумерация потоков, ПМ-28!
Написание этих строк через 25 лет после 1974 года – это, в каком-то смысле, мое третье соприкосновение с вычислительной техникой, об уровне которой уже не мне писать.
Поздравляю кафедру прикладной математики с 25-летним юбилеем. Желаю всем сотрудникам и студентам успеха на долгие годы.




Доктор физ.-мат. наук,
профессор
Е.И. Харламова                       01.12.98 г.

Последняя модификация: 05.02.14 15:42

Не проходите мимо! Оставьте Ваш комментарий в форуме! >>>

о кафедре новости научная работа учебная работа состав кафедры история кафедры сотрудничество
Последнее обновление сайта: 1 дней назад
(c) ПИ, ДонНТУ, 2006-2016, pmi.dgtu.donetsk.ua
Разработка программного обеспечения и дизайна -
компания «КОИНС»
Поиск[?]: